Всё о мобильной энергии, солнечных батарея, ветряках и другой электроники Обсуждение солнечных батарей, вертяков, генераторов и другой электроники
 
  Регистрация | Войти На главную Добавить статью Форум Поиск  RSS Наш твиттер Контакты 4 мая 2024, Суббота  
MobiPower.ru
 О сайте
 Новости
 солнце
 термоэлектричество
 механика
 аккумуляторы
 освещение
 электроника
 прочее (экзотика)
 новинки рынка
 Сделай сам
 Обзоры и тесты
 Библиотека
 Форум
 Ссылки
 Контакты

Новости на e-mail
Подписаться на e-mail рассылку новых статей сайта Mobipower.ru



Новое на форуме

Сломался Вампирчик :-(
Автор: lg2375
04.05.2024 в 10:53

Бобик сдох...
Автор: lg2375
04.05.2024 в 10:03

Ругаться сюда, однако ;))))
Автор: Гость
29.04.2024 в 03:55

проблемы при зарядке "пустого" вампирчика
Автор: nik34
03.08.2023 в 19:58

сгорел контроллер солнечной батареи
Автор: Гость
30.05.2023 в 23:15

Подскажите сварку.
Автор: Гость
28.05.2023 в 12:06

Разносол: конструкции от LeonidS
Автор: nik34
16.05.2023 в 19:27

Альтернативная прошивка "вампирчика"
Автор: Sergey345
21.04.2023 в 11:58

Переразряд li-ion
Автор: Aleksandr123
04.04.2023 в 11:53

Оживить вампирчик
Автор: nik34
30.12.2022 в 12:13

Перейти на форум

Сейчас на сайте
0 человек

в т.ч. гостей:
пользователей:

Всего: 1251

Это может быть полезно
бетбоом букмекерская контора


Походный павербанк: 5 или 12 вольт?


Разместил 22.05.2015   nik34

Обзоры и тесты nik34 прислал:



Сравнение двух подходов к обеспечению электричеством в походе.






  
Поделиться этой страницей в:


Все многообразие нынешних павербанков на литиевых аккумуляторах (а только их и можно уверенно называть «походными», поскольку остальные типы аккумуляторов условно пригодны для этой цели только в отдельных ситуациях, в первую очередь, из-за низкой плотности энергии на единицу массы) делится на два основных типа: «система 5 Вольт» и «система 12 вольт». Это самые распространенные варианты — исключения бывают, конечно, но редко.

5В систему часто называют «USB-павербанком» — поскольку, почти всегда, он на выходе выдает напряжение порта USB (5В), и на входе (для зарядки) использует те же самые 5В.

А 12В систему можно назвать «автомобильной»

— поскольку она максимально совместима со всем «зоопарком» устройств, использующих для питания автомобильный прикуриватель (или, например, 12В «свинцовый» аккумулятор где-нибудь на яхте :)

Какая из систем предпочтительнее для туриста? И вообще, какие плюсы и минусы есть у каждой из них?


Для начала кратенько про устройство этих павербанков.


Любой павербанк состоит из следующих ключевых элементов:


1. Собственно аккумулятор (или нескольких аккумуляторов, объединенных в т.н. «сборку»). Это самый главный элемент любого павербанка, собственно там запасается (и оттуда затем берется) энергия.


В 5В системах обычно это один аккумулятор (одна «банка») с номинальным напряжением 3.7В (реальное напряжение на Li-Ion/Li-Po аккумуляторе изменяется где-нибудь в дипазоне 2.7-4.2В). Несколько аккумуляторов могут быть соединены параллельно — тогда их емкости просто суммируются, т.е. такая сборка представляет собой фактически один аккумулятор большей емкости, но по прежнему с напряжением 3.7В.


В 12В системах используется сборка их 3-х последовательно соединенных аккумуляторов (изредка 4, но в основном все же 3). Это соответствует аккумулятору с номинальным напряжение 11.1В (реальное напряжение меняется в диапазоне примерно 8.1-12.6В).


Также в 12В системах довольно часто используется сборка из 4-х аккумуляторов типа LiFePo4 — это соответствует аккумулятору с реальным напряжением примерно 8-14.4В. Несмотря на то, что у LiFePo4 аккумуляторов где-то в 2 раза меньше удельная плотность энергии относительно Li-Ion/Li-Po (и они довольно дорогие при этом!), у них есть и свои плюсы — в частности, морозоустойчивость до -30 градусов, а также в несколько раз больший срок службы.


Собственно говоря, вот именно напряжением аккумуляторной сборки внутри павербанка и определяется его принадлежность либо к «системе 5В», либо к «системе 12В» :)


2. Контроллер заряда, который обеспечивает правильную зарядку аккумулятора. Литиевые аккумуляторы достаточно «капризны» в эксплуатации — их ни в коем случае нельзя перезаряжать (можно элементарно устроить пожар!) и переразряжать (сдохнет) вне допустимых значений. В зависимости от текущего состояния аккумулятора, контроллер заряда управляет величиной тока зарядки (вспомним про классические фазы зарядки: Pre-Charge, Constant Current, Constant Voltage).


Также весьма часто контроллер заряда содержит встроенный импульсный преобразователь напряжения, что позволяет ему использовать широкий диапазон входных напряжений.


Ну и для туриста, использующего «природные» источники энергии типа солнечных батарей, некоторые «продвинутые» контроллеры заряда также дают еще и функционал отслеживания точки максимальной мощности (MPPT — Maximum Power Point Tracker). В некоторых ситуациях это способно поднятьКПД использования солнечной батареи аж на 25-30% (в среднем выигрыш считается примерно 10% — но в условиях крайней ограниченности энергии это уже совсем немало).


3. Защита и балансировка. Аккумулятор (аккумуляторная сборка) в павербанке всегда надежно защищается от перезаряда, переразряда и короткого замыкания. Реализация защитной функции может быть самой разнообразной (в т.ч. плата защиты может стоять и внутри самого аккумулятора), а также эти функции могут иногда дублироваться (например, от перезаряда обычно страхует как собственно плата защиты, так и контроллер заряда). Главное, что так или иначе, защита присутствует всегда и непременно!


А для случая нескольких последовательно соединенных аккумуляторов (т.е. для 12В системы) также обязательно необходима еще и т.н. «балансировка» — выравнивание напряжений внутри аккумуляторов в сборке. Если этого не делать, то через некоторое количество циклов заряда-разряда аккумулятор сильно потеряет в емкости (просто какой-то из аккумуляторов в цепочке окажется уже полностью заряженным, тогда как остальные еще нет — а защита вынужденно отключит всю сборку).


4. Выходной импульсный преобразователь напряжения — преобразует текущее напряжение аккумулятора в нужное пользователю. В зависимости от ситуации, преобразователь либо повышает напряжение, либо понижает. Соответственно, например, если требуется выходное напряжение 5В (USB), то в 5В системе напряжение будет повышено с 3.7В до 5В, а в 12В системе — понижено с 11.1В до 5В.


Здесь нужно только помнить, что в среднем, при «прочих равных», понижающие преобразователи примерно на 10% эффективнее повышающих. Ну и также КПД обычно сильно зависит от кратности преобразования (во сколько раз изменяется напряжение между входом и выходом преобразователя) — и здесь тоже тенденция не в пользу повышающих. Иными словами, понизить напряжение с 12В до 3В обычно окажется существенно дешевле, нежели обратная операция (поднять с 3В до 12В).


Резюмируя внутреннюю начинку павербанка, главное различие между 5В и 12В системами (при одинаковой мощности) заключается в том, что внутри 12В используется в три раза большее напряжение (и, соответственно, в три раза меньшие токи). Отсюда, собственно, произрастают и все прочие плюсы и минусы каждой из систем…


Область применения:


Для 5В системы основная (и почти единственная) область применения — это питание USB устройств. Реально это очень распространенный частный случай, когда ничего кроме USB больше и не требуется. Тогда 5В система вполне неплоха. Но если вдруг потребовались напряжения, отличные от 5В (например, для зарядки фото/видео, спутниковых телефонов, раций и прочих устройств, где часто необходимо большее напряжение, не говоря уж о ноутбуках) — тогда с 5В системой будет не очень комфортно, мягко говоря :( Она либо вообще не сможет обеспечить требуемую мощность при нужном напряжении, либо будет делать это весьма неэффективно. В общем, «ну не приспособлены мы, кролики, для лазания по деревьям!» :)


С 12В системой здесь все намного проще. С питанием USB-устройств никаких проблем нет (и даже малость поэффективнее будет — вспомним о том, что понижающие преобразователи в среднем имеют больший КПД), а со всеми остальными — тоже (если в целом емкости аккумулятора хватит).


В общем, здесь однозначный лидер — 12В система! Она и напряжение USB обеспечивает чуть более эффективно (хотя здесь оно и близко по КПД), а уж про все остальное даже и говорить не приходится.


Общая эффективность и потери:


Здесь, пожалуй, тоже в плюсе будет 12В система. Вспомним формулу мощности в электрической цепи P = I2*R (мощность равна квадрату тока на сопротивление). Поскольку общее сопротивление в цепи у нас складывается как из полезной нагрузки, так и из паразитных сопротивлений на соединениях, контактах, проводах, управляющих цепях, и величина этого паразитного сопротивления будет примерно одинакова для обеих систем, то в целом потери в 12В системе окажутся меньше. Поскольку токи там в 3 раза меньше, а потребляемая мощность нелинейно (квадратично) зависит от силы тока.


Скорость зарядки:


Здесь я имею в виду «пропускную способность» входа павербанка (я уже об этом писал ранее). Т.е. в ситуации, когда под рукой оказался достаточно мощный источник энергии (мощная солнечная батарея, или розетка и есть блок питания, или, например, едешь в автомобиле и используешь его прикуриватель) и необходимо с его помощью максимально быстро наполнить павербанк энергией.

Теоретически, казалось бы, при одинаковой емкости аккумулятора (в ватт*часах) это должно бы быть одинаково. Но на практике обычно весьма редко делают малогабаритные контроллеры заряда, рассчитанные на токи более 5А (а чаще так и вообще все в пределах 2-3А). А при одном и том же токе, но напряжении в 3 раза большем, очевидно, энергии поступит тоже в 3 раза больше. Соответственно, 12В систему удастся в 3 раза быстрее зарядить.Системность:

Не знаю, как правильно это назвать… В данном случае я имею в виду индустриальную поддержку разными производителями той или иной системы. Тема довольно интересная сама по себе (и активно перекликается с областью применения павербанка). Главное, наверное, достоинство 12В системы именно в том, что она может напрямую использовать почти все многообразие устройств, созданных для автомобильной/яхтенной бортовой сети! Для любого, даже самого «закавыристого» и капризного девайса обязательно найдется своя автомобильная зарядка :) Не говоря уж об изобилии разного рода универсальных преобразователей напряжения, универсальных зарядниках и т.д. и т.п. И все это доступно и дешево, поскольку для нужд «автомира» производится огромными тиражами.


Об одном из них, кстати, я недавно писал: Универсальный зарядник B6S+ Mini. Одна только возможность его использования туристом поднимает в смысле «системности» 12В на недосягаемую высоту! :) А ведь это только одна из очень многих «вкусностей», связанных с 12В системой.

И, кстати, здесь важно еще понимать, что никакого дополнительного преобразователя напряжения, в данном случае, вовсе не требуется (а нет преобразования — нет и потерь на нем). Зарядник B6S+ Mini работоспособен до напряжения 10В на входе. Если посмотреть на график разряда 11.1В аккумулятора под нагрузкой, то увидим, что примерно 85% емкости аккумулятора приходится на напряжение выше 10В — т.е. аккумулятор способен отдать в этот зарядник почти всю свою емкость.


Ну и не надо забывать о том, что большинство выпускаемых в мире солнечных батарей рассчитаны именно на 12В систему — поэтому выбор здесь поистине огромный, на любой вкус, цвет и кошелек.


В общем, по параметру «системности» — жирный плюс к 12В системе.


Надежность:

А вот это, пожалуй, единственный из значимых параметров, где 5В система способна не только поспорить, но даже и превзойти 12В… Первый фактор здесь — уже само наличие в схеме управления павербанка системы балансировки. Как известно, нет человека — нет проблемы :) В данном случае, если в 5В системе нет некоторой функциональности — то с ней и не может возникнуть потенциальных неполадок :) Т.е. 12В система чуть сложнее устроена с точки зрения электроники, нежели 5В.

Еще при последовательном соединении аккумуляторов (в отличие от параллельного) весьма желательно, чтобы эти аккумуляторы были максимально близки друг к другу по своим характеристикам — т.е. перед объединением их в «сборку» их все необходимо предварительно протестировать и измерить реальную емкость. Тогда как при параллельном соединении вполне допускается сборка из аккумуляторов разной емкости, и даже от разных производителей.

Ну и последний штрих — если в последовательном соединении выходит из строя один из трех аккумуляторов, то неработоспособной становится вся сборка. Тогда как в параллельной сборке, теоретически, можно попробовать отыскать неисправный, удалить его, и продолжать пользоваться оставшимися (с уменьшенной общей емкостью). Возможность скорее именно теоретическая — мало кто в походных условиях, при отсутствии приборов и инструментов, будет с этим возиться, но все же…

Реально, я считаю, все эти проблемы откровенно «высосанными из пальца», бо сколько-нибудь нормальные аккумуляторы от «приличных» фирм не помирают неожиданной скоропостижной смертью по одиночке — он либо был изначально бракованный (что определяется на первом обязательном тестирование перед сборкой), либо же медленно и печально деградирует в компании с остальными собратьями. Но, для порядка и объективности, все же считаю нужным об этом упомянуть :)

Ну вот примерно и все основные плюсы и минусы каждой из систем… Лично я однозначно сделал свой выбор в пользу 12В системы — и пока еще ни разу об этом не пожалел! :)



Источник:
http://www.shpilev.net/archives/405





Поделиться этой страницей в:

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4 из 5. Голосов: 1

Проголосуйте, пожалуйста, за эту статью:
Класс! Очень хорошо! Сойдёт 3-й сорт еще не брак Ерунда
(отлично!)(хорошо)(сойдет)(так себе)(плохо)

Статьи в тему: Обзоры и тесты
Использование солнечной батареи
 Обзор двух накопителей на сменных аккумулятрах размера 18650
 Самодельная солнечная батарея
Как правильно использовать солнечную батарею.  Обзор двух накопителей на сменных аккумулятрах размера 18650  Когда нет розетки


Комментарии к статье

Походный павербанк: 5 или 12 вольт? | 1 Комментарий

Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Re: Походный павербанк: 5 или 12 вольт?
Разместил: fnksb
Дата: 08.09.2015

Спасибо за интересную статью!

Но, как мне кажется, в ней не раскрыты главные плюсы пятивольтовых пауэрбанков:

- минимизация "обвески", то есть всех этих шнуров, зарядников, переходников, etc. Стандартный USB-адаптер и микро-USB шнурок, которые все равно берутся для телефона, а больше ничего и не надо;

- возможная минимизация габаритов/веса, за счет более простой схемы;

- удобство использования сменных банок: берешь их сколько надо, заодно используешь в фонарях, можно работать с неполным числом батарей и т.п.

Разумеется, если стоит задача заряжать что-то 12-вольтовое - то нужен 12-вольтовый пауэрбанк:) Но если такой задачи не стоит и все стандартизировано под USB, а к весу/объему снаряжения строгие ограничения - то у пятивольтовых появляется существенное преимущество. Кинул в рюкзак крохотную ML102 и пару запасных 18650, еще пара в фонарях стоит - и достаточно энергии как для подзарядки девайсов, так и для освещения :)


 
Статьи в тему
Обзоры и тесты
Тест фонаря Adrenaline Dynalight H2O
Фонарь Dynalight H2O на практике
Солнечные батареи для туристов (№2)
Солнечные батареи для туристов (№2)
Тест USB измерителей USB-доктор
USB индикаторы 2
Мощная походная солнечная электростанция ''Сол-1000''
Мощная походная солнечная электростанция ''Сол-1000''
Накопитель на Li-Ion аккумуляторах Вампирчик-Цифра. Универсальный аккумулятор, зарядное устройство для сотовых телефонов, планшетов, iPad, Galaxy, GPS и других
И снова, о ''Вампирчике''. Часть 2.

А Вы знаете, что возможно... ?

 Подписаться на rss рассылку Читать нас через RSS

 Читать нас на Твиттер Читать нас на Твиттер

 Наши новости на e-mail Получать наши новости на e-mail

 Напечатать текущую статью Напечатать текущую статью


Реклама
По вопросам размещения рекламы


Интересно



 

Загрузка страницы: 0.02 секунды